?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Захотелось поболтать о нашем о блогерском, а получилось нечто такое серьезное :))

Я отдаю себе отчет, что некоторые узнают в этом посте себя, но будьте уверены: я прекрасно понимаю, что мы все не сто пядей во лбу и не рождаемся с доопытным знанием авторских прав. Именно поэтому я хочу порассуждать на эту тему, и возможно, у кого-то из вас появятся мысли. Я никогда не думаю плохо о людях, если есть шанс того, что они реально не в курсе дела. А если они в курсе, но продолжают – то только тогда думаю плохо :))

Еще оговорка: я не адвокат, а кретивный человек и владелец фото, которые, к сожалению, часто крадутся без спроса, учитывая, что все мои фото – коммерческие, т.е. они мой хлеб (и кстати, единственный). Поэтому если среди вас есть юристы, которые хотят оспорить или что-то добавить, буду очень рада, если вы отпишетесь в комментариях, и не забудьте приписать, законы какой страны вы цитируете.

И еще одна оговорка: я сама не непорочна. Но с тех пор, как фотография стала моей профессией, я узнала очень многие вещи, а с тех пор, как у меня блог, я переосмысливаю их снова.

Итак, законы в разных странах разные. Например, во многих законах использование изображения в новостных целях (т.е. не для прибыли, а для подачи новостей) не возбраняется и не оплачивается, лишь бы было указано имя автора. Именно по этой причине, например, все люди в новостях не должны подписывать расписку модели, в отличие от коммерческих передач.

Насколько мне известно, во всех странах коммерческое использование фотографий разрешено только по лицензии. Это вообще не обсуждается, а любой сайт, на котором крутятся рекламы Google AdSense, не говоря уже о специальных баннерах, по определению являются коммерческими. В эту группу входят любые порталы косметики и т.д.

В некоторых странах есть даже такой момент, как «художественность» фото, т.е. например, фото на паспорт не может претендовать на авторскую работу.

Но законы законами, а есть еще момент чисто этический. Отличительная черта человека – желание быть услышанным и признанным.

Любой блог – это журнал со всеми присущими ему целями: собрать читателей, поделиться информацией, рассчитанной на массы. Одни блоги более коммерчески настроены, чем другие. Если в блоге есть рекламные баннеры или ссылки – это значит, что контент (частично) пишется для прибыли, или, в любом случае, этой прибыли от ссылок не было бы без контента. На других блогах никакой рекламы нет, но есть определенная доля промоушена для пишущего, например, распространение его знаний как способ обратить внимание на его продукты и услуги. Наконец, очень много блогов пишутся просто «по любви», как личные дневники или увлечения, о которых хочется поговорить с едиными по духу людьми без всякой «задней» коммерческой мысли.

Важно понимать, что и первые, и вторые, и третьи – это люди, которые ценят свое авторство. Некоторые – особенно ревностно. Редко ли нам приходится в конце постов блоггеров видеть тексты типа «Перепост только с разрешения», «Обязательна активная ссылка на мой блог», и так далее? Человек совершенно логично ожидает, что потраченное им время будет цениться, а результаты его труда не будут присвоены кем-то, кто умеет пользоваться копи-пастом.

Начну с примера из жизни. Предположим, вам нужна фотография, ну скажем, розы. Что делают большинство людей? Заходят в Гугл / Яндекс / другой поисковик, набирают «роза красная одна штука», и потом, как с прилавка магазина, хватают понравившуюся розу в нужной кондиции цветения и радостно вставляют ее в свой пост. Заметим, что в самом лучшем случае, блоггер напишет «Источник фото: Google», или «фотки из инета, автора не знаю». Это неправильно. Google, как и весь инет – это не источник фото и ни в коем случае не владелец фото. Google вообще не разрешал вам использовать это фото, он просто показал, что оно есть в Интернете. С чего вы взяли, что Google на свете для того, чтобы брать фото из его результатов поиска? Гугл для того, чтобы вы, кликнув на фото, узнали о том, кому оно принадлежит и как его достать.

Копирование фотографий с сайтов или порталов (даже если вы цитируете сайт) в принципе тоже часто незаконно, так как сайт не является владельцем фото, владельцем является только фотограф. Скорее всего, сайт лицензировал фото для своих материалов. Коммерческие лицензии, как правило, непередаваемые (non-transferrable), то есть вы не можете пере-лицензировать фото, взяв его с сайта.

Где же брать фотографии для своего блога?

БЕСПЛАТНО

Сфотографировать самому
Не умеете? Попросите других о помощи так, как описано в следующих пунктах.

Личные контакты
Вы можете входить в контакт непосредственно с авторами фото и просить у них разрешения. Многие фотографы (особенно начинающие), будут совсем не против. Всё, что они попросят взамен – это их имя и ссылка на их сайт. Фотографы, для которых фотография – это работа, обычно не раздают бесплатно свои изображения, но в зависимости от степени пиара могут и согласиться на такую публикацию.

Используйте бесплатные изображения
... точно убедившись, что они легально бесплатные. Например, известный сайт Allday.ru наполнен изображениями из Интернета с прилепленным с какой-то радости логотипом, под которыми стоит ссылка Скачать бесплатно. Сайт построен на рекламе, а использование, и тем более, разрешение на скачку, на этом сайте абсолютно незаконно. Меня часто удивляет, до чего прост народ, который признается «Да, я скачал для своего проекта что-то там на Allday.ru, ведь там бесплатно». Пожалуйста, не делайте этого.

Условно допустимо использование в блогах старых, винтажных фотографий, картин художников. Хотя и на эти изображения часто имеют права галлереи типа Getty Images, поэтому вопрос тоже требует изучения. Кстати, дорогие фотобанки типа Getty или Corbis имеют уникальные программы поиска своих фото в интернете по определенным «электронным узорам», которые невооруженным глазом на фото не видно. Ведь любое электронное фото – это не что иное как информация в битах, то есть прописать в ней незаметно какой-нибудь опознавательный знак несложно. Многие нерадивые дизайнеры и владельца сайтов (особенно за рубежом) часто получают от крупного фотобанка «письмо счастья» с выставленным счетом. Мораль: не скачай из Гугла, а купи, чтобы потом не платить в 5 раз больше штраф.

Также существуют фотобанки с совершенно бесплатными легальными фото, например, www.sxc.hu.

На сайте Flickr  внизу есть ссылочка Creative Commons, кликнув на которую, вы попадете на картинки тех людей, которые разрешают публикацию без коммерческого лицензирования. При такой публикации необходимо указать имя автора.

ПЛАТНО

Используйте бюджетные фотобанки
... такие как Shutterstock, iStockphoto, Fotolia, Dreamstime и другие.

Практически все фотографии и иллюстрации в моем блоге либо сделаны, либо лицензированы (кроме фото продуктов из онлайн-магазинов). Я покупаю, как правило, с сайта iStockphoto. Там удобный поиск, не нужно брать никаких абонементов, а платить только за то, что ты скачал (правда, оплатить необходимые кредиты нужно заранее). iStockphoto имеет русский интерфейс. Стоимость фотографий варьируется от $1 до $250, в зависимости от необходимой лицензии и размера фото, а также купленного пакета кредитов (за опт – скидки).

Кроме коммерческой лицензии, существует еще и т.н. editorial лицензия, то есть фотографии чисто для иллюстративных целей новостей. Если блог не монетизирован, такая лицензия подойдет. Но цены на editorial лицензию зачастую мало отличаются от коммерческой, поэтому нет смысла искать именно editorial. Основная разница состоит в том, что для целей новостей не нужна подписка модели, поэтому там можно найти, например, фото знаменистей.

Эти фотобанки (т.н. микростоки) и были специально созданы для бюджетных проектов, таких как блоги, чтобы люди помогали друг другу: дизайнеры платили фотографам копейки, а фотографы кормили деток благодаря тому, что блогеров и дизайнеров с фотонуждами в своей массе много.

Вы не обеднеете, если потратите целый доллар за фотографию. Но зато вы будете знать, что вы не вор, что фотограф свозит детей в зоопарк на заработанные 40 центов комиссии, потому что он трудился ради того, чтобы ваш блог сверкал, собирал комментарии, светился в роллах, не говоря уже о ситуации, когда ваш блог монетизирован.

Наконец, если вы берете фотографию «из Гугла», то хотя бы уж напишите кто ее автор. Автору будет приятно, как вы думаете?

Ко мне приходили личные письма от иностранных блогеров, которые являются покупателями моих фото, с благодарностью за то, что благодаря моей работе их блог процветает. Мне это безумно приятно, просто до слез! Такая отзывчивость людей, причем клиентов, заставляет верить, что моя работа кому-то нужна и помогает.

Надеюсь, вам была полезна эта информация.

МЕТКИ:

Comments

( 41 комментарий — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
ninfeo
15 сент, 2011 11:10 (UTC)
Я в магазине тоже иногда кассу найти не могу ;)

Уверена, что подходящих фото намного больше, в фотобанках их много миллионов, да и поиск намного удобнее, чем в гугле :)


Edited at 2011-09-15 11:10 (UTC)
(Удалённый комментарий)
(без названия) - ninfeo - 15 сент, 2011 11:14 (UTC) - Развернуть
masha_murtazina
15 сент, 2011 11:17 (UTC)
Для себя вижу только два выхода - фотографировать самой или же покупать в фотобанках. Но вторым способом пока не пользовалась, надеюсь на себя :-)
Кать, но вообще ты ТАК тактично и деликатно всё написала. Восхищаюсь твоей дипломатичностью :-)
ninfeo
15 сент, 2011 11:44 (UTC)
Маша, спасибо! Несмотря на много краж, я так обожаю свою работу, что не могу не принимать риски, с ней связанные. Хотя поговорить на эту тему иногда хочется.
bekkiblumwood
15 сент, 2011 11:24 (UTC)
Катя, пробежалась глазами, потом почитаю внимательнее! Меня, хотя я и не блогер, всегда волновали эти моменты! К нам идет Цивилизация (пусть и медленно, но все же_!))
ninfeo
15 сент, 2011 11:45 (UTC)
Танюш, а ты же ведь юрист? Буду очеь рада, если у тебя найдется время проверить пост на адекватность некоторых юридических обобщений :)
Я тоже верю в цивилизацию!
elia_chaba
15 сент, 2011 11:36 (UTC)
Кать, очень интерсно спасибо за информацию.
Я для блога редко правда, но использую не свои фото продуктов, если например пишу о том, что закончилось или как-то сииильно лень фотографировать. Как правило фото я беру с официальных сайтов марок. Это легально?
ninfeo
15 сент, 2011 11:46 (UTC)
Думаю, да! Мы же постим промо продуктов и т.д., думаю как раз такие фото можно использовать.
(без названия) - elia_chaba - 15 сент, 2011 11:53 (UTC) - Развернуть
zelenoglazkaira
15 сент, 2011 12:10 (UTC)
Предпочитаю свои фотгорафии. Бывает,беру с оф.сайтов, или в Гугле, но когда они не подписаны, владельца не найдешь,тем более часто размеры уже кем-то изменены, вот что это ознаечает не осведомлена.
А так, люблю свое (хоть корявое, по сравнению с профи)).
ninfeo
15 сент, 2011 12:17 (UTC)
Согласна, свое всегда лучше, "роднее". ну а совершенству предела нет :)
(без названия) - ninfeo - 15 сент, 2011 12:22 (UTC) - Развернуть
schoen_schminke
15 сент, 2011 12:17 (UTC)
Как Эля выше написала, тоже иногда беру фото с официальных сайтов или из интернет магазинов (типа лукфантастика) и обычно это фото "на паспорт",т.е. просто сфотографированный продукт без каких-то художественных ухищрений. Беру эти фото в том случае, когда например уже начала пользоваться продуктом и мои фотографии с эстетической точки зрения будут не очень. Это не считается воровством?

А вообще мне кажется блоги- это самое меньшее из зол. Когда работала графическим дизайнером, нас можно сказать заставляли использовать чужие фотографии из интернета и никаких платных фотобанков не использовалось. Конечно фото не воровались в своем первоначальном виде, а из них создавались коллажи, но все равно это ведь неправильно...
а так работает большинство компаний, по крайней мере в России.
ninfeo
15 сент, 2011 12:19 (UTC)
Я почти уверена, что фото из магазинов можно брать, т.к. они скорее всего собственность магазина (рекламная съемка).

Да, я знаю, что дизайнеров реально заставляют брать из инета, часто читаю об этом. Ужас и позор. Надеюсь, это будет меняться в лучшую сторону.
zuselkaite
15 сент, 2011 12:33 (UTC)
Катя, много + тебе за этот пост.

Меня просто бесит Косметиста. Там в порядке вещей вместо нормальной ссылки на автора ставить внизу поста сто-то типа: фото отсюда "1". Часто вижу там фото Даши и Кати блондикэнди.
Вчера, кажется был пост с зангалвными и единственными фото глаз Темпталии и вот такой знак под фото "С". В комментах кто-то спросил, зачем автор взяла чужие фото, она сказала, что просто они красивее. Можно было скахать: "Просто я не стесняюсь подворовывать, а что здесь такого?".

Вот неужели сложно хотябы имя автора написать?!
ninfeo
15 сент, 2011 12:40 (UTC)
много спасибов :))

Я долго думала, что такое "С", потом догадалась, что наверное "копирайт". Копирайт Иваныч, фотограф :))

Да, хоть бы имя было бы прилично написать, но как много людей, которые об этом не думают. Пока у них самих что-нибудь не стырят, им сложно войти в положение авторов. Зато на свои фото лепят вооот такие буквы "(С) маня с косметисты".

(без названия) - zuselkaite - 15 сент, 2011 12:56 (UTC) - Развернуть
(без названия) - ninfeo - 15 сент, 2011 13:08 (UTC) - Развернуть
infarkt_mozga
15 сент, 2011 12:58 (UTC)
Я для блогов использую тока свои фото. Пусть они и плохонькие местами:)))) Один раз взяла с оф. сайта nars, кажется. С порталом где я редакторствую сложнее, т.к. мало фотобанков, которые заключают договор с юр. лицами, но мы над этим работаем, кстати, взяла на заметку www.sxc.hu, спасибо!
ninfeo
15 сент, 2011 13:32 (UTC)
iStockphoto заключает корпоративные договора.
(без названия) - ninfeo - 15 сент, 2011 13:39 (UTC) - Развернуть
bankaroma2
15 сент, 2011 13:18 (UTC)
И таки да - как быть с моментом, когда устанешь искать автора, а картинка нужна именно эта и никак иначе? Поступиться эстетикой момента и разлюбить себя, используя не те фото, что идеально подходят, а те, что под руку попали?
ninfeo
15 сент, 2011 13:31 (UTC)
Идеально ли подходит фото, решать, конечно, вам, ну и риски все ваши.
Хотя если с самого начала зайти в большой фотобанк, то там наверняка найдется очень много подходящего, а может даже и идеального. Правда, не знаю, какие у вас запросы :)
(без названия) - bankaroma2 - 15 сент, 2011 13:33 (UTC) - Развернуть
una_recognized
15 сент, 2011 13:20 (UTC)
Сама фоткаю. Но мне страсть как не нравится, что фото крадут из блогов. Особенно раздражает, когда тырят фото и ставят свой копирай. В своем новом блоге я прикрыла возможность копирования фото.
ninfeo
15 сент, 2011 13:29 (UTC)
Коллегиально - это вообще уже, да. К сожалению, есть принтскрин.
pchelka217
15 сент, 2011 15:46 (UTC)
Катюш, очень актуальная тема. Тебе это, как профессионалу, наверное, до боли близко.

Я пока не сталкивалась лично со случаями воровства, уровень не тот) Но сама если беру фото, то всегда ставлю ссылку. Мне это кажется элементарной тактичностью, об авторском праве даже речи нет. Даже гугл устал от этого кавардака с картинками и теперь переадресовывает сразу на страницу сайта с фотографией, а не только на саму фотографию.

Я частенько вижу несколько иной вид кражи. Вот занималась я написанием отзывов о косметике на одном сайте, из добрых побуждений. А потом на мои фото захотели копирайт сайта повесить. Я высказалась против, так на меня как на сумашедшую "смотрели"! С какой это стати я должна свои свотчи владельцам сайта дарить? Ну и что, что я их не подписала, это моё дело, не?
ninfeo
15 сент, 2011 16:34 (UTC)
У меня такое часто с модельными агентствами - лепят свой ватермарк.
manyasha_manya
15 сент, 2011 16:30 (UTC)
"Начну с примера из жизни. Предположим, вам нужна фотография, ну скажем, розы.."
Наверное вы правы. Ну а вот всё же, предположим, вы сфотографировали розу. Вы не обеднеете дать садовнику доллар?:) Ведь розу он вырастил. Ему будет приятно если его имя будет упомянуто:) Фотаете здание - заплатите архитектору и подрядчикам. Или собственникам здания. Это интеллектуальный труд, это денежные вложения. Вы об этом-то подумали? Модную одежду сфотать..? Сначала приобретите право, купите ее, а не то это воровство. И т.д. Как вот быть с этим? Платить им или как??
ninfeo
15 сент, 2011 16:42 (UTC)
Интересный ход мыслей, абсурд иногда помогает найти неожиданные решения.
Хотя и тут все просто. Лицензирование фотографий объектов, не находящихся в публичном домене, регулируется соответственно. Например, Эйфелеву башню днем фотографировать и продавать можно, а вечером с "фирменным" освещением - нельзя. Фотографии нарядов прет-а-порте (массовое производство) продавать можно, а кутюра - нельзя. И так далее, правил очень много, поэтому мне думать не надо, а просто обратиться к соответствующим источникам, где это прописано. Кроме того, мое авторство фото с розой никак не уменьшится из-за того, что я розу не посадила, так же как на картине Мона Лиза стоит имя да Винчи, а не ее (Лизы) почтенных родителей.

Edited at 2011-09-15 16:43 (UTC)
(без названия) - ninfeo - 15 сент, 2011 20:29 (UTC) - Развернуть
soy_del_aire
15 сент, 2011 19:10 (UTC)
Катя, я сейчас буду много говорить! Точнее, писать!
Ты большая умница, что поднимаешь такие темы!

По фото - фотографирую в 99 случаях сама, очень редко беру и только с офиц. сайта. Как бы я ни устала, какие бы плохие условия съемки не были, я все-таки предпочитаю делать это сама:)) Да и нравится мне это, что уж скрывать:)

Все, что ты написала, очень хорошо и правильно и в Европе давно действует. Но не в России(( Ситуация с авторским правом у нас довольно тяжелая, хотя чем больше интернета в нашей жизни, тем больше шевеления и в этой сфере происходит.

К сожалению, в основном мало кто способен защитить эти права-люди смотрят на случаи воровства снисходительно и даже сами творцы редко отстаивают свои права - нет времени, не хватает знаний, а иногда и денег на хорошего адвоката. Прецедентов слишком мало...

Тем более ценен недавный случай, произошедший с питерской художницей Юлией Григорьевой, так называемое дело "Рив Гош против Юлии Григорьевой". Там суть в том, что такая известная сеть косметики и парфюмерии грубо говоря, своровала ее иллюстрацию...(( Хотя можно было банально связаться с ней и даже бесплатно обо всем договориться, только авторство указать
ninfeo
15 сент, 2011 19:17 (UTC)
Лена, спасибо за отклик! Ну, в Европе ситуация тоже не идеальна. У меня многие знакомые так и признаются, мол, взяла из Инета, а что, там водяного знака не стояло, я и взяла (для брошюры предприятия, например). Фиг объяснишь :)) Аргумент - "все так делают".

А чем там дело с Юлией закончилось?
(без названия) - soy_del_aire - 15 сент, 2011 19:44 (UTC) - Развернуть
aleksa_vilkova
16 сент, 2011 21:16 (UTC)
со случаями воровства фото сталкиваются мои фотографы....так что это мне близко...
спасибо,что подняла эту тему!!!
ninfeo
16 сент, 2011 21:46 (UTC)
Саша, спасибо! Тема неподъемная, на самом деле, но все равно захотелось написать.
( 41 комментарий — Оставить комментарий )

ПРОФИЛЬ

redhead
ninfeo
Beauty Comes To Mind by Ninfeo
Beauty Comes To Mind
АКЦИИ АЙХЕРБ




МОЯ НОВАЯ КНИГА ДЛЯ БЛОГЕРОВ


АРХИВ

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

МЕТКИ

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars